Города никогда не возникают случайно или в случайных местах. Тобольск не мог не возникнуть именно здесь, при впадении Тобола в Иртыш, на высоком прибрежном плато, дугой огибающем пойменную низменность в излучине могучей реки.

Плато в этом месте татары называли Алафейской горой, что в переводе означает «коренная ханская земля» (Чувашский мыс — часть этой горы). Издавна на Алафейской горе селились родственники, дети, жены властителей Сибири. После победы Ермака татары ушли отсюда, но через три года, когда русские покинули Сибирь, плато опять стало обживаться татарами. Однако в 1587 году сюда пришел из Тюмени полутысячный отряд казаков под командованием письменного головы Данилы Чулкова, и вскоре в юго-западной части Алафейской горы, на мысу, позже названном Троицким, появился русский острожек. Построен он был под руководством Чулкова и ермакова атамана Матвея Мещеряка. На этом и закончилась предыстория Тобольска — древней столицы русской Сибири.

Тобольск

Возникнув в очень удачном месте, Тобольск стал быстро расти. Своеобразная топография местности естественно привела к возникновению двух частей города — верхней и нижней. В верхнем городе, на Троицком мысу, появились укрепленная крепость и Софийский двор, позже объединенные в единый кремль — первый в Сибири. С конца XVII по конец XIX века кремль строился и перестраивался в камне, постоянно видоизменяясь и обновляясь. Одновременно в верхней и нижней частях города возводились церкви и гражданские здания. Важным градостроительным акцентом нижнего города стал Знаменский монастырь. В обеих частях города возникли по одной главной продольной улице, по нескольку радиальных, так или иначе направленных на кремль, и по нескольку поперечных. Классицистическая перепланировка Тобольска во второй половине XVIII века, значительно скорректировав сеть улиц, тем не менее сохранила всю систему архитектурных доминант. Так сложилась структура Тобольска.

Морозным зимним утром с Базарной площади Тобольска можно наблюдать удивительную картину. Высоко над плотной белой пеленой, накрывшей весь нижний город, на фоне чистейшего голубого неба на снежном подножии стоят розоватые от солнца зубчатые крепостные стены с башнями; над стенами — купола церквей, еще выше — зеленый купол колокольни, громадным белым столпом вставшей у самого обрыва. Это Тобольский кремль — венец города, его каменное ядро.

С нижнего города к кремлю ведет Софийский (он же Базарный, Прямской, Торговый) взвоз. Софийский взвоз в настоящем виде — это сто девяносто восемь ступеней деревянной лестницы, а выше, после массивной арки Дмитриевских ворот, — булыжная дорога, стиснутая кирпичными подпорными стенами. Сухой лог, рассекающий надвое Троицкий мыс, всегда, с самого основания города, использовался для въезда на гору. Первые сто лет взвоз не имел никакого покрытия, и в дождливую погоду глинистые почвы делали подъем по нему очень трудным. В 1671 году появилась первая деревянная лестница, а в 1750-х годах известный сибирский военный инженер прапорщик Волоцкого драгунского полка Яков Укусников разработал проект нового деревянного Софийского взвоза «весьма немалого расстояния». Несколько лет строили этот четырехсотметровый взвоз, а через тридцать лет пришлось склоны его верхней части укреплять кирпичными подпорными стенами. Получилось очень солидное и монументальное инженерное сооружение: каждая стена протянулась на 110 метров, высота их в самой высокой части составила 14,6 метра. Казалось бы, несложное сооружение — стены, а идешь между ними, как в глубоком ущелье (ущелье в центре города!), отрезанный от современности, весь во власти истории. Сколько раз я проверял на себе: подъем по взвозу неизменно создает ощущение перехода в другую эпоху и избавиться от этого ощущения трудно. Можно сказать, что Прямской взвоз - это тот случай, когда инженерное сооружение перерастает самое себя и приобретает достоинства архитектурные.

Высокие мрачные стены взвоза, поднимаясь наверх и постепенно уменьшаясь по высоте, в конце концов заканчиваются неожиданно веселыми, даже игривыми закруглениями с невысокими тумбами-обелисками. Этот контраст интересен не только сам по себе, но и как необходимый переход от крупных "героических" форм взвоза к разнообразным архитектурным формам самого кремля.

А кремль - вот он. по обе стороны взвоза. Справа, то есть к востоку, за крепостными стенами расположился Софийский двор, слева - Малый (Вознесенский) город. Такое деление на две части - духовную и светскую - сложилось очень давно. Первый острог был заложен на Софийской стороне; в 1594 году его перестроили, а в 1600 году перенесли на другую сторону взвоза. В 1621 году на месте первого острога обосновалось сибирское архиепископство.

Крепостные стены - привычный компонент древнего сибирского зодчества. "Без острогу страшно", - писал в 1670-х годах тобольский воевода, испрашивая у Москвы разрешение поставить стену вдоль берега Иртыша. Деревянные крепостные стены тогда назывались одним словом "город", хотя имели различную конструкцию (тын, городни, срубы, тарасы). Самой совершенной, но и самой дорогой, была срубная конструкция стен, применявшаяся в крупных крепостях. На южных границах Сибири строились земляные стены.

Небольшие остроги имели, как правило, прямоугольную конфигурацию и соответственно регулярную планировку внутри. Планировка же неукрепленного посада была по-средневековому хаотичной. Столичный город Тобольск не был в этом отношении исключением: нижний, не имевший никогда стен посад развивался, подчиняясь лишь ландшафтным условиям - бровкам террас, берегам речек, направлениям проезжих дорог; верхний город, включавший в себя два укрепленных "острова" - Софийский и воеводский дворы, - был построен на относительно регулярной основе.

Тобольск на карте: